Новости | Юридический Бизнес-Форум: лидеры и новая реальность

Блиц-интервью с Викторией Дергуновой, спикером сессии «Legal PR. Правовой PR как альтернативный способ решения споров как до суда, так и в период судебного процесса».

Правовой PR Антикризисные коммуникации
- В какой момент консультанты прибегают к Правовому PR в рамках своих процессов?
Как правило, в тот момент, когда молчать уже нельзя. К сожалению, многие консультанты недооценивают влияние правового PR на ход судебного процесса и начинают использовать публичность, когда повлиять на ситуацию и информационный фон вокруг разбирательства значительно сложнее, чем если бы инструменты судебного PR были использованы на более ранней стадии кейса. Используя публичность, можно с одинаковой степенью успешности как показать абсурдность спорной ситуации, так и значимость возникшего спора, подчеркнуть его прецедентный характер и то, как он может отразиться на жизни каждого в зависимости от вынесенного решения. По мере того, как консультанты осознают значимость и возможности принципа «гласности судебного разбирательства», взять под контроль информационный фон вокруг процесса на более ранней стадии удается все чаще. Это позволяет избежать хаотичного распространения и вольной интерпретации информации и пресечь попытки оппонента повлиять на суд и общественное мнение. В вопросах семейного права, защиты деловой репутации, на которых я специализируюсь, вопрос гласности оказывается особенно важен, поскольку необоснованные заявления и публичные обвинения с целью оказания давления, а также бездействие органов государственной власти и попросту игнорирование ими нарушения прав клиента – то, с чем приходится бороться, пытаясь добиться справедливого решения по делу.
- Каких целей консультанты пытаются достичь, переводя дело в публичную плоскость, либо наоборот, избегая столкновения с оппонентом в информационном поле?
Единственная цель, которой всегда пытаются добиться консультанты – защита прав и интересов клиента в рамках правового поля и оптимальный, в наибольшей степени соответствующий ожиданиям клиента, прогнозируемый сценарий развития спорной ситуации. Поэтому каков бы ни был кейс, во главе угла всегда должен стоять принцип «не навреди»: именно им следует руководствоваться при принятии решения о выносе информации в публичное поле либо, напротив, об уходе от публичности, отказе от комментариев и проведении судебного процесса в закрытом режиме. Тенденция такова - исход публичных судебных споров всё чаще предрешается в медийном поле, и если информация, особенно не выгодная клиенту, уже просочилась в медиапространство, либо оппонент пытается решить спор неправовыми методами, замалчивание или непродуманные, непоследовательные, несогласованные действия – не лучшая стратегия, она может обострить ситуацию и привести как минимум к репутационным потерям, а как к максимум к самому неблагоприятному развитию событий. Бывает и так, что защитить права клиентов без перевода дела в публичное пространство оказывается невозможным, когда все существующие правовые инструменты, какие бы ты не использовал, не дают результатов, и только привлечение внимания общественности к кейсу позволяет изменить эту тенденцию. Самый яркий пример – дело девочки, которая жила в ПМЦ 6 лет, и проверкой жизни которой никто не хотел заниматься до выхода расследования в СМИ и масштабного общественного резонанса, который оно вызвало, не реагировать на который уже было нельзя. 
- Информацию стало доносить сложнее в силу новых требований к публикации сведений в социальных медиа и сетях, СМИ. Как Правовой PR помогает обозначить правовую и информационную позицию компании или персоны даже в условиях «зажатой» контент-политики?
Гражданский процесс отличает принцип гласности, который позволяет давать комментарии, интервью и освещать дело, которое ты ведешь, в профильных СМИ, разумеется, с согласия клиента на разглашение адвокатской тайны. Инструментарий правового PR также позволяет не ограничиваться соцмедиа и СМИ в работе. Способов донести свою позицию множество – от привлечения лидеров мнений, готовых публично ее поддержать, до инициирования исследований, организации мероприятий по проблеме и представления вопроса для общественного обсуждения с целью показать его значимость для всех, а не только для клиента. Баланс между инструментами меняется, нужно принимать это во внимание и использовать те из них, которые, будучи уместными в конкретном кейсе, лучше помогают донести позицию в условиях текущих ограничений.

Виктория Дергунова, Партнер практики семейного права и наследственного планирования BGP Litigation, к.ю.н., адвокат, медиатор