Новости | Юридический Бизнес-Форум: лидеры и новая реальность

Интервью со спикером Форума на страницах Экономика и Жизнь. По итогам выступления на Форуме 30 августа

Менеджмент юридический Будущее юридического рынка
Ситуация в экономике заставила компании столкнуться с новыми рисками, о том, как это повлияло на юридический бизнес «ЭЖ-Юрист» спросил Алексея Сердюка, адвоката, партнера, руководителя практики уголовно-правовой защиты бизнеса Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры».

В рамках «Юридического бизнес-форума: лидеры и новая реальность 2023» многие спикеры из числа инхаус отмечали, что их компании сегодня укрепляют юридические департаменты, увеличивают штат и наращивают ресурсы для того, чтобы решать большое количество вопросов своими силами. Скажите, а какие продукты, предлагаемые внешними консультантами, будут, несмотря на этот тренд, всегда востребованы?

А.С.: На мой взгляд, опыт консультанта, практикующего в каких-то уникальных востребованных нишах, отраслях, областях практики всегда будет востребован, поскольку специалистов с действительно узким и специфическим опытом не много. Например, внутренние департаменты всегда активно привлекали уголовных специалистов в случае возникновения проблем. В настоящее время, помимо каких-то срочных запросов, компании обращаются за обучением как рядовых сотрудников и топ-менеджмента, так и команды юрдепов системе защиты от уголовных рисков. Поэтому, на мой взгляд, именно обучение команд — это то, что может быть весьма востребовано. Кроме того, спрос будет на какие-то индивидуальные и комплексные решения, которые охватывают не только какую-то одну сторону возникшего вопроса, но и способствуют грамотному налаживанию целого ряда процессов в компании. Ведь, зачастую, «корень» проблемы лежит не только в уголовно-правовой плоскости, но в других сегментах жизнедеятельности компании.

Скажите, какие угрозы и вызовы на рынке открывает текущая ситуация перед представителями «старых» российских юридических брендов? И, конечно же, перед новообразованными командами бывших «ильфов»?

А.С.: В бизнесе всегда нужно активно двигаться и развиваться, искать новые возможности, разрабатывать новые продукты и решения. А сегодня особенно! Устоявшимся командам, так называемым, «старым» рульфам нельзя оставаться в привычной парадигме и двигаться «по накатанной». Им, напротив, нужно рассматривать ситуацию на рынке как возможность меняться и выйти на новые рынки. Плюс в том, что есть успешные и известные бренды, которые все на рынке знают, а экс-ильфы еще только идут к этому. Экс-ильфам в этом плане в чем-то проще: они и так вынуждены активно действовать, не стоять на месте, и многие успешно с этим справляются. Наверное, у них могут возникнуть сложности с поиском надежных и подходящих партнеров, на то, чтобы команды и люди сработались необходимо время. Думаю, что предстоит еще много переходов и ландшафт рынка будет меняться еще долгое время.

Каковы границы ответственности консультанта перед доверителем, на ваш взгляд? Консультант должен отвечать за результаты только в рамках задач по проекту или же стоит смотреть на проблемы доверителя шире? Особенно сегодня, в ситуации большой неопределенности и высоких бизнес-рисков.

А.С.: Безусловно, проблемы необходимо решать комплексно. Сегодня, как никогда, важно вести доверителей: возникает много изменений, непредвиденных обстоятельств, возможность что-то планировать сильно сократилась, доверители сталкиваются с множеством одномоментных вызовов. Многие вопросы находятся на стыке налогового и уголовного права, корпоративного и уголовного права, банкротства и уголовного, и так далее. И здесь очень важно избегать принципа: «одно лечим — другое калечим», необходимы комплексные решения, которые будут помогать бизнесу функционировать как единому, здоровому организму на долгую перспективу.

Алексей, как, на ваш взгляд, успешно совмещать разные подходы к стратегированию: стремление к достижению быстрых бизнес-результатов и «игру вдолгую» с учетом того, что горизонт планирования сильно сократился? В чем плюсы и минусы того или иного подхода?

А.С.: Быстрые результаты жизненно необходимы бизнесу, но и «игра вдолгую» — это непреложный принцип всего нашего рынка и не только его. Мы не можем давать доверителю решения, которые принесут сиюминутные результаты и не будут способствовать его стабильной и долгосрочной работе. И поступаться качеством предоставляемых услуг для сокращения временных и кадровых затрат мы тоже не можем Поэтому нужно эффективно балансировать: где-то идти на риск, выходить в новые сегменты, придумывать интересные и эффективные решения для достижения быстрых результатов, но при этом сохранять культуру бренда и его ценности, не слепо гнаться за выгодой.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/475883/