Как рейтинги позволят продемонстрировать лучшие качества консультанта, а инхаус-юристу выбрать лучшее предложение?
1. Какие очертания будущего рынка Вам, как уважаемому исследователю, заметны?
Думаю, что не открою «Америку», если повторю еще раз, что на юридическом рынке произошли структурные изменения — ушли ильфы, появились новые рульфы и образовались новые команды; ушли иностранные рейтинги юр фирм, усилились рейтинги российские. Некоторые фирмы все-еще находятся в состоянии ступора и не понимают куда двигаться дальше, а кто-то, наоборот, увидел новые возможности и даже расширился. В более выигрышном положении находятся те коллеги, которые смогли стать для клиента доверенными советниками и бизнес-консультантами. «Старые» рульфы видят для себя существенные конкурентные преимущества в связи с уходом ильфов, активизировали привлечение клиентов. Ильфам приходится срочно становиться предпринимателями и учиться продавать себя. Клиенты, которые работали с ильфами, ориентируясь на «силу бренда», но не всегда были довольны услугами, склонны поменять консультанта, и такие прецеденты на рынке есть. На мой взгляд, рынок еще не устоялся, мы не знаем пока как сработаются новые команды, потеряв единый центр управления полетами.
2. Будучи руководителем исследования в области частного капитала, уточните, какие изменения в структуре спроса частных клиентов Вы фиксируете?
В исследовании 2022 мы включили новые номинации: санкционный комплаенс, защита личных активов за рубежом, взаимодействие с иностранными банками, применение валютных ограничений, таможенные операции. На наш взгляд, эти направления будут задавать определенный тренд на рынке, так как количество подобных проектов существенно выросло.
3. Что рейтинги и сопутствующие медиа-инфраструктуры могут сделать для того, чтобы не только идентифицировать новую структуру спроса, но и подружить спрос с предложением?
Прежде всего заслужить доверие как участников исследования, так и тех, на кого это исследование рассчитано: проработанная методика, качественная и профессиональная оценка участников, постоянно быть в курсе событий и предлагать новые направления. Необходимо активно рассказывать о лучших практиках и лучших фирмах, не ограничиваясь только печатными материалами: устраивать встречи юристов и потенциальных клиентов. Клубные и конференционные форматы встреч хорошо справляются с этой задачей. Юристам же стоит не просто демонстрировать свою правовую экспертизу на таких мероприятиях, но и понимание бизнеса, задач клиентов и тенденций различных отраслей экономики. Тогда все сработает!
Екатерина Клейменова, руководитель исследования Forbes Club Legal, основатель агентства LegalBranding. Профессиональный опыт в разные годы: директор специальных проектов «Право.ru», руководитель рейтинга «Право.ru-300», директор по маркетингу и/или развитию: НЭО Центр, Пепеляев Групп, Lovells, Vegas Lex, советник по PR BBDO Group, менеджер по коммуникациям McKinsey & Company, координатор направления Oil & Gas Practice PWC.