В феврале 2024 г. Президент РФ подписал указ об обновлении стратегии развития ИИ до 2030 года. В стратегии подчеркнуто, что «односторонние ограничительные меры недружественных иностранных государств и иные изменения рыночной конъюнктуры, которые произошли в 2022–2023 годах, определили новые вызовы для Российской Федерации». Особенно выделено «ограничение доступа к технологиям ИИ в связи с недобросовестной конкуренцией со стороны недружественных иностранных государств». В документе отмечено, что ежегодный объем оказанных услуг по разработке и реализации решений в области ИИ к 2030 году должен вырасти до 60 млрд рублей (показатель в 2022 году составлял 12 млрд рублей). Кроме того, долю приоритетных отраслей экономики с высокой готовностью к внедрению ИИ намерены нарастить с 12% до 95%. Президент РФ также поручил запустить обучение ИИ представителей органов власти и крупных компаний. Внедрение ИИ-технологий станет условием для получения федеральной господдержки, госкомпании должны будут предусмотреть использование ИИ в своих стратегиях цифровой трансформации.
Также следует подчеркнуть и межотраслевой системообразующий проект – «Альянс в сфере ИИ», объединяющий ведущие технологические компании для совместного развития их компетенций и ускоренного внедрения ИИ в образование, научные исследования и в практическую деятельность бизнеса. Учредители – Сбер, Газпром нефть, Яндекс, VK и РФПИ, также присоединились Сибур, Уралхим, Русагро, Северсталь и ГК Самолёт.
Сегодня мы наблюдаем широкомасштабную цифровизацию юридических департаментов крупных российских корпораций, которые, благодаря сильному финансовому плечу и развитым информационно-технологическим базам, не только активно разрабатывают и используют собственные Legal Tech решения внутри, снижая, тем самым, спрос на юридических консультантов, но и поставляют собственные Legal Tech разработки на внешний рынок, вступая в прямую конкуренцию с юридическими фирмами. Яркий пример в этой области – экосистема Сбер и правовые суббренды: СберПраво, СберЮрист и СберРешения.
На фоне высокого темпа цифровизации практически всех областей российской экономики рынок юридического консалтинга в данном направлении развивается недостаточно быстро. В определенной степени это связано с консервативностью отрасли, а также с недостатком финансирования и низкой осведомленностью относительно возможностей цифровизации и т.п.
Представители Комитета РАСО убеждены, что сегодня наступило время для широкого обсуждения вопросов цифровизации юридической фирмы через призму различных моделей, в частности маркетингового комплекса 8P’s.
Вопросы сессии:
- Как многопрофильные холдинги (с сильными IT и юридическими отделами), IT, Legal Tech и Deep Tech компании бросают вызов юридическим компаниям и меняют рынок юридических услуг?
- Как технологии преобразуют маркетинг-менеджмент консалтинговых структур и правовых департаментов: как меняются их цели и задачи? Какие вызовы стоят перед менеджментом юридических компаний и директорами юрдепов в связи с развитием технологий?
- Как цифровизация, автоматизация и ИИ меняют маркетинговый комплекс 8P’s, как обеспечивают развитие различных «P»: продукт (Product elements), Продвижение и обучение (Promotion and Education), Процесс (Process), Производительность и качество (Productivity and Quality) и др.? Как ИИ повлияет на ключевое «P» (People) консалтинговой организации? Какое (нечеловеческое) давление на эффективность консультанта (сотрудника) создают технологии? В каких областях автоматизация и ИИ – это дополнение и усиление сотрудника, а в каких его замена? Каких консультантов (юристов и менеджеров) AI может вытеснить (заменить) из юридических фирм в ближайшие годы? (Что говорит Ричард Сасскинд, Рэй Курцвейл, Илон Маск и Ян ЛеКун и другие?)
- Как цифровизация и ИИ повлияет на бизнес-модель консалтинга?
- Какой опыт компаний цифровой экономики может быть полезен консалтингу?
- Яркие примеры В-2-В коммуникаций от цифровой компании.
В программе возможны изменения. Заявленная организатором программа сессии (темы и тезисы) может быть изменена модератором и спикерами не более, чем на треть, при условии, что любые изменения будут согласованы с организатором. Ответственность за реализацию заявленной программы лежит на плечах модератора.